Искусство кузнечного дела уходит корнями в железный век и уже тысячи лет оно хранит свои секреты. Сегодня мы можем наблюдать, насколько виртуозно покорители металла создают шедевры, имея в своем арсенале все лучшие достижения науки и техники. Тем не менее, древние мастера оставили для нас непревзойденное оружие, украшения,части архитектурных сооружений и интерьеров. Чем же руководствовались они в процессе одного из самых сложных этапов создания изделия – соединения его частей?
На сегодняшний день любому специалисту прекрасно знакомы такие варианты скрепления деталей, как использование хомута и заклепок. Очевидно, что эти способы широко использовались в древности, но ими мастера не ограничивались.
Как известно, метод пайки использовали еще кузнецы бронзового века. Спаивание деталей прекрасно подходило для обработки цветных металлов, золота, серебра и платины, именно поэтому зачастую использовалось для изготовления ювелирных украшений (в частности на территориях Восточной Европы). В Киевской Руси данный метод обрел высокую популярность среди замочников, так как он отличался высокой прочностью. Между отдельными частями изделия вставляли пластину из более легкоплавкого металла, либо же сплава, таким образом, поверхность сплавляемых деталей «растворялась» в припое.
Уже в те времена различали два вида пайки: мягкие и твердые, в зависимости от температуры плавления и используемого металла. Мягкие припои обычно не превышали 300°С, поэтому применялись к мягким металлам (олово и сплавы на его основе). Для твердых припоев температура нагрева могла достигать 800°С и применялись они к сплавам на основе благородных металлов. Возвращаясь к теме изготовления замков, стоит отметить, что мастера использовали технологию твердых припоев на основе меди и лишь иногда с добавлением олова или свинца. Не редко таким образом соединяли части кованых кроватей и другой мебели.
Один из самых известных и простых путей обработки отдельных частей изделия был издревле известен кузнецам и пользовался высоким спросом. Данный метод имеет в равной степени практическую и художественную функции и относится к разъемным способам соединения деталей. Именно потому, что хомут, как и все прочие соединительные элементы данного типа, является частью декора изделия, его внешний вид напрямую зависит от художественного видения кузнеца. Во времена Древней Руси их применяли для соединения деталей лампадок, хоругвей, кронштейнов, кованых часовен и множества других изделий.
Особенность хомута заключается в том, что его кладут на отдельные части изделия, а затем соединяют горячим (предварительно высадив заготовку наставкой). Когда же хомут остывает, крепко соединяет отдельные части в одно целое.
Подобной технологией соединения деталей является и скоба. Различие заключается в том, что она часто применяется для скрепления деталей из множества тонких прутьев. Как и в древние времена, сейчас важно чтобы одна из частей была сплюснута. На лицевой стороне полосы заготовки делают пару параллельных просечек, далее скобу исправляют бородком , а конец немного сбивают в форму конуса. Как и в случае с хомутом, скобы разогревают и накладывают на части изделия, которые она прочно стягивает после застывания. Часто можно встретить комбинированное соединение, состоящее из скобы и хомута.
В давние времена этот метод использовали, преимущественно, для изготовления дверей, клинков, стремян и подков. Сегодня же данный способ можно встретить на кованых лавках, решетках для окон и других предметах экстерьера.
Заклепки также были важным декоративным элементом, поэтому зачастую изготавливались индивидуально, с определенной формой и расположением головок. Способов клепаного соединения существует огромное множество, в том числе и без самих заклепок. В таком случае, одна из частей изделия, а точнее ее головка, сама является заклепкой, под которую в дальнейшем делается отверстие нужного размера и формы. Подобным образом раньше изготавливали топоры, сегодня же можно встретить самые разные применения заклепок – от заборов до подвазонников.