При длительной эксплуатации кованых или сборных конструкций из металла главным врагом железа (низкоуглеродистой стали) становится ржавчина. Для защиты от коррозии художественную ковку, сварные заборы нужно специально обрабатывать. Если самодельный забор, калитку не защитили антикоррозионными составами, это можно сделать при ремонте конструкции.
При изготовлении кованые металлоконструкции собираются из отдельных элементов. Для художественной ковки используются такие фигурные элементы, как «баранка», «улитка», «торсион» (винтообразно скрученный прут), «волюта», «оголовок», пики, кольца.
При ковке внешняя поверхность металлического прута уплотняется «наклепом». После нагрева сталь вступает в химическую реакцию с атмосферным кислородом, получая естественное воронение. Для состаривания художественной ковки применяют сжигание на поверхности металла воска, льняного масла. Деталь, нагретую до светло-желтой побежалости, обмазывают воском или маслом, продолжают удерживать над горном до исчезновения запаха.
Образовавшая на стали пленка оксида железа становится надежной защитой от коррозии, устойчива к «атмосферной химии». Для воронения ковки можно использовать и химические способы (щелочные, кислотные). Но эти способы применяются только для небольших изделий, которые можно окунуть в ванну с раствором, нагретым до 150 градусов.
Современные технологии бытовой, самостоятельной ковки часто соединяют детали сваркой (газовой или электрической). Сварочные швы становятся самым уязвимым местом конструкции.
В местах сварки разогретый металл теряет наклеп, воронение. Сталь, разогретая сварочными токами, изменяет структуру. Очаги ржавчины появляются и на чистом металле электрода, которым заполнен сварной шов. Поэтому для защиты мест сварных соединений квалифицированные кузнечные мастерские используют грунтование поверхности кислотным грунтом, обработку швов антикоррозионными шпаклевками. После антикоррозионной обработки металл в точках соединения подкрашивается.
Опытные мастера, работающие по старинным технологиям, не применяют электросварку. Фигурные детали, завитки, прутки соединяются хомутами, кольцами.
Из-за сложности, трудозатрат такой способ соединения гораздо труднее и дороже, чем сварка. Каждое кольцо, хомут разогревается в горне до красного цвета. На месте соединения ему придают нужную форму, смыкают края. Но при этом сохраняется наклеп, воронение, не нужны дополнительные меры антикоррозионной защиты, грунтовка и покраска кованого изделия.
Для оград, калиток, заборов приусадебных участков используются не только кованые конструкции. Металлические заборы изготавливают из сетки-рабицы, строительной арматуры, профилированного листа. По антикоррозионной устойчивости на первом месте среди этих материалов стоит оцинкованный профнастил. Но тонкий слой цинка, нанесенный на стальную жесть в заводских условиях, ржавеет в местах царапин. При сборке забора или калитки уязвимыми для ржавчины местами становятся отверстия, просверленные для крепежных метизов (болтов, саморезов). От чистого металла внутри отверстий ржавчина может развиваться и под слоем цинка.
У заборов из сетки-рабицы коррозия чаше всего начинается от мест приварки сетки к рамке, штырей, соединяющих рамку с опорными столбами. Поэтому все металлические заборы рекомендуется окрашивать водостойкими красками. Исключение составляют ограды из профилированного листа с полимерным покрытием.
При эксплуатации металлических конструкций главным средством профилактики становятся регулярные осмотры и подкраска мест с облупившейся краской. Если вы не подкрашивали ограду или металлическую парковую скульптуру, появившуюся ржавчину нужно удалять как можно быстрее. Свежая ржавчина на фигурных элементах ковки, в местах сварных соединений удаляется скребком, металлической щеткой.
Для больших заржавленных площадей можно использовать «болгарку» с абразивными кругами. После очистки металл обрабатывают ингибитором коррозии. Деформированные поверхности ковки заполняют шпаклевкой, шлифуют, грунтуют, окрашивают акриловыми, алкидными эмалями. Надежные материалы для антикоррозионной обработки (эпоксидные, полиэфирные шпаклевки, кислотные грунты) проще всего найти в автомагазинах.